Объектно-ориентированное проектирование с примерами

       

Использование


Пример. В недавнем примере объекты rampController и growingRamp иллюстрировали связь между объектами, которую мы представляли в виде отношения использования между их классами TemperatureController и TemperatureRamp.

class TemperatureController {


public:

TemperatureController(Location);


~TemperatureController();


void process(const TemperatureRamp&);


Minute schedule(const TemperatureRamp&) const;

private:

Heater h;

};

Класс TemperatureRamp упомянут как часть сигнатуры функции-члена process; это дает нам основания сказать, что класс TemperatureController пользуется услугами класса TemperatureRamp.

Клиенты и серверы. Отношение использования между классами соответствует равноправной связи между их экземплярами. Это то, во что превращается ассоциация, если оказывается, что одна из ее сторон (клиент) пользуется услугами другой (сервера). Пример клиент-серверных отношений показан на рис. 3-9.

На самом деле, один класс может использовать другой по-разному. В нашем примере это происходит в сигнатуре интерфейсной функции. Можно представить, что TemperatureController внутри реализации функции schedule использует, например, экземпляр класса Predictor (предсказатель). Отношения целого и части тут ни при чем, поскольку этот объект не входит в объект TemperatureController, а только используется. В типичном случае такое отношение использования проявляет себя, если в реализации какой-либо операции происходит объявление локального объекта используемого класса.

Строгое отношение использования иногда несколько ограничительно, поскольку клиент имеет доступ только к открытой части интерфейса сервера. Иногда по тактическим соображениям мы должны нарушить инкапсуляцию, для чего, собственно, и служат "дружеские" отношения классов в C++.



Содержание раздела