Объектно-ориентированное проектирование с примерами


         

Дополнительные обозначения - часть 4


Обычно это нужно для того, чтобы ограничить видимость имен. Вложение соответствует объявлению вложенной сущности в окружающем ее контексте. Мы изображаем вложенность физически вложенным значком; на рис. 5-11 полное имя вложенного класса - Nutritionist::NutrientProfile.
 

Рис. 5-11. Значок вложенности.

В соответствии с правилами выбранного языка реализации, классы могут содержать экземпляры вложенного класса или использовать его. Языки обычно не допускают наследования от вложенного класса.

Обычно вложение классов является тактическим решением проектировщика, а вложение категорий классов - типично стратегическое архитектурное решение. В обоих случаях необходимость в использовании вложения на глубину более одного-двух уровней встречается крайне редко.

Управление экспортом. Все основные языки объектно-ориентированного программирования позволяют четко разделить интерфейс класса и его реализацию. Кроме того, как описано в главе 3, большинство из них позволяет разработчику определить более детально доступ к интерфейсу класса.

Например, в C++ элементы класса бывают открытыми (доступны всем клиентам), защищенными (доступны только подклассам, друзьям и самому классу) и закрытыми (доступны только самому классу и его друзьям). Кроме того, некоторые элементы могут быть частью реализации класса и тем самым быть недоступными даже друзьям этого класса [Например, объект или класс, описанный в .срр-файле, доступен только функциям-членам, реализованным в том же файле]. В Ada элементы класса могут быть открытыми или закрытыми. В Smalltalk все переменные экземпляров по умолчанию закрытые, а все операции - открытые. Доступ предоставляется самим классом и только явно: клиент ничего не может получить насильно.

Мы изображаем способ доступа следующими украшениями связи:

    <нет украшения> - открытый (по умолчанию)

    | - защищенный

    || - закрытый

    ||| - реализация

    Мы ставим их как "засечки" на линии связи у источника. Например, на рис. 5-12 показано, что класс GrainCrop множественно наследует от классов Crop (посев) (открытый суперкласс) и FoodItem (пища) (защищенный суперкласс).



    Содержание  Назад  Вперед