Таким образом, разработка программных систем можно считать инженерной деятельностью, имеющей значительные отличия от традиционной инженерии, в которой:
– ветви инженерии имеют высокую степень специализации, а у программной инженерии специализация заметна только в довольно узких применениях (например, операционные системы, трансляторы);
– объекты хорошо определены и манипуляции с ними происходят в узком контексте типичных проектных решений и деталей, которые отвечают типовым требованиям заказчиков и касаются отдельных деталей, а не общих вопросов, тогда как у программной инженерии подобная типизация отсутствует;
– отдельные готовые решения классифицированы и каталогизированы, а в программной инженерии каждая новая разработка - это новая проблема, в которой довольно тяжело рассмотреть аналогию с ранее разработанными системами.
Указанные отличия требуют проведения организационных и технических работ для превращения ее в специальность. В настоящее время мировая компьютерная общественность объединились в профессиональные комитеты и проводят такие работы: разработка ядра знаний SWEBOK, этического кодекса программиста [13], учебных курсов подготовки соответствующих специалистов, обучение специальности, сертификация специалистов в области программной инженерии и др.
Следующим шагом деятельности этих организаций и комитетов является создание общей компьютерной программы обучения – Curricula 2001 [8]. В ней содержатся рекомендации по структуре и преподаванию 15 учебных курсов по информатике (дискретные системы, программирование, теория сложности, ОС и др.) в том числе и по программной инженерии, как дисциплины, изучающей теорию, знания и практику эффективного построения ПО на всех этапах ЖЦ, которым соответствуют области знаний в SWEBOK.
В разработке больших программных проектов, кроме программистов, принимают участие:
– менеджеры, которые планируют и руководят проектом, отслеживают сроки и затраты;
– инженеры службы хранения готовых компонентов в библиотеках и репозитариях;