Процесс формирования знаний в информатике и Computer Science послужил толчком для формирования самого претенциозного проекта 90-х годов в истории развития вычислительной техники – японский проект ЭВМ 5 поколения, который должен был сделать переворот в области проектирования и программирования ПО [2]. В этом проекте предполагалось, что в суперкомпьютеры будут заложены огромные интеллектуальные знания в виде экспертных систем, баз знаний, систем вывода новых знаний и т.п. Общение с такими суперкомпьютерами будет осуществляться голосом, образами, речью, а из постановок задач будут выводиться готовые решения без написания соответствующих программ. Этот проект не был реализован, так как знания специалистов–разработчиков таких компьютеров не были достаточно полными и совершенными и, кроме того, уровень интеллектуализации знаний на то время не был достаточно глубоко разработанным, чтобы идеи японского проекта воплотить в реальную аппаратуру и встроить в нее высоко интеллектуальные системы автоматизации постановок задач.
Проектирование и создание новых компьютерных систем, в том числе из готовых компонентов (Reusing) и систем, теоретически и практически осуществляется с учетом современных возможностей платформ и распределенных сред, в которых компоненты распределяются по разным узлам сети и взаимодействуют между собой через сетевые протоколы. Появились новые методы и подходы к разработке ПО: структурный, объектно-ориентированный, компонентный, аспектный, визуальный – UML, агентно-ориентированный, сервисный и др. [3-13].
Разработано огромное количество разнообразных инструментальных средств поддержки процесса проектирования ПО и методов оценки качества, производительности, стоимости и т.п. Процесс разработки ПО и методы оценки продукта, процессов ЖЦ стандартизованы (ISO/IEC 12207 [14], 15504 [15], ISO 9126[16-18] и др.). Все это способствует повышению уровня проектирования, тестирования, прогнозирования надежности и оценки качества ПО.