Активное использование созданных ПС проводится на процессе сопровождения. При этом возникают разного рода ошибки, которые требуют внесения изменений после того, как ошибка обнаружена или возникла необходимость в улучшении и некоторых характеристик системы.
В отличие от технического обеспечения, которое с течением времени требует ремонта, программное обеспечение не "снашивается" и поэтому процесс сопровождения нацелен более всего на эволюцию системы, то есть не только на исправление ошибок, а и на замену ее отдельных функций и возможностей.
Типичными причинами внесения изменений являются:
– выявление дефектов в системе во время эксплуатации, которые не были обнаружены на этапе тестирования;
– выяснение несоответствия или невыполнения некоторых требований заказчика, благодаря чему система не выполняет отдельные функции;
– изменение условий заказчиком, которые предполагают корректировку ранее поставленных им требований.
Как утверждают эксперты, процесс внесения изменений в эксплуатируемую систему достаточно дорогой, оценки его стоимости достигают от 60 % до 80 % от общей стоимости разработки системы.
К видам сопровождения относятся:
– корректировка – внесение изменений в ПС для устранения ошибок, которые были найдены после передачи системы в эксплуатацию;
– адаптация продукта к измененным условиям (аппаратуре нового типа) использования системы после ее передачи в эксплуатацию;
– предупредительное сопровождение – деятельность, ориентированная на обеспечение адаптации системы к новым техническим возможностям.
Одна из проблем, влияющая на процесс внесения изменений, – это степень подготовки персонала, способного вносить необходимые изменения при возникновении определенных условий.