Методы и средства инженерии программного обеспечения



         

Метод инженерии требований А Джекобсона - часть 5


                              Рис.3.4. Пример отношения "использует "

Таким образом, продуктом первой стадии инженерии требований (сбора требований) является  модель требований, которая состоит с трех частей:

1) онтология домена;

2) модель сценариев, называемая диаграммой сценариев;

3) описание интерфейсов сценариев.

Модель сценариев сопровождается неформальным описанием каждого из сценариев. Нотация такого описания не регламентируется. Как один из вариантов, описание сценария может быть представлено последовательностью элементов:

– название, которое помечает сценарий на диаграммах модели требований и служит средством ссылки на сценарий;

– аннотация (краткое содержание в неформальном представлении);

– актеры, которые могут запускать сценарий;

– определение всех аспектов взаимодействия системы с актерами (возможные действия актера и их возможные последствия), а также запрещенных действий актера;

– предусловия, которые определяют начальное состояние на момент запуска сценария, необходимое для  успешного выполнения;

– функции, которые реализуются при выполнении сценария и определяют порядок, содержание и альтернативу действий, выполняемых в сценарии;

– исключительные или нестандартные ситуации, которые могут появиться при  выполнении  сценария  и потребовать специальных действий для их устранения (например, ошибка в действиях актера, которую способна распознать система);

– реакции на предвиденные нестандартные ситуации;

– условия завершения сценария;

– постусловия, которые определяют конечное состояние сценария при его завершении.

 

На дальнейших стадиях  сценарий трансформируется в сценарий поведения системы, т.е. к приведенным элементам модели добавляются элементы, связанные с конструированием решения  проблемы и нефункциональными требованиями:

– механизмы запуска сценария (позиции меню);

– механизмы ввода данных;

– поведение при возникновении чрезвычайных ситуаций.

 

Следующим шагом процесса проектирования является преобразование сценария в описание компонентов системы и проверка их правильности.

Описание интерфейсов  делается  неформально, они определяют взгляд пользователя на  систему, с которым необходимо согласовать требования, собранные на этапе анализа системы и определения требований. Все вопросы  взаимодействия отмечаются на панели экрана для каждого из актеров и их элементы (меню, окна ввода, кнопки - индикаторы и т.п.).

Построение прототипа системы,  моделирующего действия актера, помогает отработать детали и устранить недоразумения между заказчиком и разработчиком.




Содержание  Назад  Вперед